Шапошников Владислав Алексеевич

Ученая степень: 
канд. филос. наук
Ученое звание: 
доц.
Должность: 
Заведующий кафедрой

Шапошников Владислав Алексеевич (1968 г.р.) – специалист в области философии математики и истории русской религиозной философии, кандидат философских наук, доцент. Родился в Москве, окончил механико-математический факультет МГУ (1992) и аспирантуру кафедры философии естественных факультетов МГУ (1995). Кандидатская диссертация – «Математические понятия и образы в философском мышлении (на примере философии П.А.Флоренского и философских идей представителей Московской математической школы)» (1996), научный руководитель – А.Г. Барабашев. Работает на кафедре философии естественных факультетов МГУ с 1996 г., в настоящее время исполняет обязанности заведующего кафедрой. Преподавал на химическом факультете, ряд лет вел на ВМиК спецкурс «Философия математики и история культуры», сейчас читает обязательный курс по философии на отделении механики механико-математического факультета. Исследователь творчества П.А. Флоренского, участвует в издании и комментировании его трудов. Область научных интересов: вопросы на стыке философии математики и религиозной философии.

Интересы: философия математики, взаимоотношения философии, религии и науки, история русской религиозной философии.

В диссертации и статье 1999 г. «Математическая мифология и пангеометризм» В.А. Шапошников выделяет и исследует особый способ существования математики в культуре (на стыке с религией, философией и искусством, а не физикой и техникой) – «математический миф», а также его вырожденную форму – «парадигмальную схему». На этой основе он предлагает особый взгляд на природу математики – «пангеометризм». Та же тема иного облика математики (отличного от привычного, а в чем то и противоположного ему) служит, под названием «софийной математики», предметом обсуждения в эссе «Математика и Евангелие» (2005).

Философию математики, как и философскую мысль вообще, В.А.Шапошников («Три парадигмы в философии математики», 2008) рассматривает через призму трех несводимых друг к другу философских парадигм – онтологической, гносеологической и антропологической. Первая из них делает акцент на вопросах онтологического и космологического статуса в рамках единой «вертикальной» иерархии космоса. Вторая – все рассматривает изнутри системы «горизонтальных» связей в поле (тяготеющего к абсолютизации) сознания. Третья – исходит из уникальности человеческой личности и социальных образований, и «горизонтальную» систему координаций сознания укореняет в биологии, а также – истории и географии культуры. В рамках каждой из парадигм философия математики приобретает свою специфику: для первой парадигмы – это особый вид сущего, для второй – система утверждений и теорий, для третьей – математическое сообщество. Если онтологическая парадигма господствовала от античности до начала Нового времени, то в Новое время сначала выдвинулась гносеологическая парадигма (где-то начиная с Декарта), затем с ней стала конкурировать антропологическая (XIX в.). К 60-м годам XX в. антропологическая парадигма сделалась доминирующей, что, впрочем, не привело к полному исчезновению гносеологической, а отчасти и онтологической, парадигм. На фоне доминирования третьей парадигмы возникла тенденция к социокультурному релятивизму, а в качестве реакции на нее – появились попытки отстоять (в условиях принятия антропологической парадигмы) ценности, характерные для парадигмы гносеологической: единство математики, рациональность наших выборов, реализм. Основная полемика в наше время, полагает В.А. Шапошников, идет не между сторонниками фундаментализма (т.е. второй парадигмы) и социокультурного подхода (т.е. третьей парадигмы), а между различными версиями восстановления реализма, рационализма и трансцендентализма в новых условиях, т.е. в условиях принятияантропологической парадигмы.

Способность математики порождать приложения в самых разных областях, ее «непостижимая эффективность», стала проблемой только в эпоху господства третьей парадигмы. Появление этой проблемы связано с фрагментаризацией образа мира и знания, и с закреплением представления о мирообразующей роли человеческого произвола. Для первых двух парадигм изначальна и самоочевидна целостность (мира, в первом случае, сознания – во втором). Решить проблему применимости математики в рамках антропологической парадигмы можно также лишь через апелляцию к особому роду целостности – плотным сетям биологических и социальных связей, которые не способны, однако, окончательно устранить «зазор» между нашими теориями и устройством мира. («Приложение математики как философская проблема», 2009).

Основные публикации: Тема бесконечности в творчестве П.А. Флоренского // Бесконечность в математике. М., 1997; Московская философско-математическая школа: проблема состава и идейной общности // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция. М., 1997; Математическая мифология и пангеометризм // Стили в математике. СПб., 1999; Философия геометрии Павла Флоренского в контексте его учения о природе человеческого познания // Историко-математические исследования. Вып. 5(40). М., 2000; Философские взгляды Н.В. Бугаева и русская культура конца XIX – начала XX вв. // Там же. Вып. 7(42). М., 2002; Математика и Евангелие (размышления над сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева») // Философия науки и научно-технической цивилизации. М., 2005; Математическая апологетика Павла Флоренского // На пути к синтетическому единству европейской культуры. Философско-богословское наследие П.А. Флоренского и современность. М., 2006; Три парадигмы в философии математики // Эпистемология & философия науки. 2008. № 1; Категория числа в конкретной метафизике Павла Флоренского // Число. Сборник статей. М., 2009; Приложение математики как философская проблема // Философия математики: актуальные проблемы. Тезисы Второй международной научной конференции. 28-30 мая 2009 г. М., 2009; Признавал ли Платон прикладную математику? // Ломоносовские чтения: Материалы научной конференции кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. 23 апреля 2009 г. Философия, наука, образование (К 55-летию кафедры философии естественных факультетов). М., 2009; К вопросу о философско-методологических интересах Н.Д. Брашмана // Историко-математические исследования. 2-ая серия. Вып.13(48). М., 2009; Всеединство и аритмология (математические работы П.А. Флоренского университетских лет) // Философия, наука, образование – 2010. Труды кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Ежегодное издание. М., 2010; Персоналистический платонизм о. Павла Флоренского // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 2011. № 1; Путь П.А. Флоренского в Церковь // Соловьевские исследования. Вып. 1(29). 2011; «Плотскость мысли» (К философии математики о. Павла Флоренского) // Историко-математические исследования. Вторая серия. Вып. 14(49). М., 2011.