Образование в отечественной философско-педагогической мысли

В четверг 26 ноября 2020 года на философском факультете МГУ состоялась научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Образование в отечественной философско-педагогической мысли». Конференция была организована кафедрами философии образования и истории русской философии. К участию в конференции Программным комитетом было отобрано более 50 участников из различных регионов России и зарубежных стран.

Пленарное заседание открыл и.о. декана факультета доцент А.П.Козырев. Живой интерес участников вызвали доклады, представляющие различные аспекты обращения к образованию в отечественной философской традиции. Доклады представили: Маслин Михаил Александрович (дфн, профессор, зав. кафедрой Истории русской философии, философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия) «Философия образования Василия Розанова»; Козырев Алексей Павлович (и.о. декана философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, кфн, доцент, Москва, Россия) «Владимир Федорович Одоевский как педагог и философ»; Жанета Стойкова (дпн, профессор, Тракийский педагогический университет, г. Стара Загора Болгария) «Русская философская социально-демократическая мысль в творчестве А. Адлера и концепция развития социального интереса по пути образования»; Богуславский Михаил Викторович (дпн, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»)  «Ретроинновацинные волны в российском образовании конца ХХ - начала ХХI веков»; Брызгалина Елена Владимировна (зав. кафедрой философии образования, кфн, доцент, философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия) «К дискуссии об институциализации философии образования:  роль историко-философской традиции».

Формат конференции позволил  провести обсуждение докладов на 6 секционных площадках: секция 1. Актуальное прочтение философских текстов: образовательные аспекты (модератор зав кафедрой истории русской философии проф. Маслин М.А.);  секция 2. История философско-образовательной мысли и современность (модератор доц. кафедры философии образования Курбанов А.Р.); секция 3. Проблемы образования и педагогики в истории русской философии (модератор проф. кафедры истории русской философии Караев Т.М.);  секция 4. Потенциал философской традиции для современного развития образования (модератор зав. каф философии образования доц. Брызгалина Е.В.); секция 5. Проблемы воспитания и нравственности в образовании: историко-философские контексты (модератор ст.пр. кафедры философии образования Французова О.А.); секция 6. Философия как образовательная теория: отечественная традиция обоснования (модератор доцент кафедры философии образования Сохраняева Т.В.).

Традиционная осенняя конференция по проблемам философии образования позволила актуализировать значение отечественной традиции философской рефлексии над проблемами образования, выявить специфику отечественных педагогических подходов к концептуализации сущности и смыслов образования с учетом их исторического и культурного контекста.

Подобно тому, как существует множество форматов философии, разнообразие национальных философий и палитра способов философствования, существует множество вариантов философии образования и способов ее реализации. Философия образования как ветвь практической философии представляет собой метауровень размышления по отношению к образованию. Философия образования пытается удержаться на уровне мета и оказывается принципиально эклектичной: внутри нее непримиримые оппозиции,  которые сформировались в истории философии и остаются вечно актуальными. Собственно поэтому тема конференции – об русской историко-философской традиции, очень целостной и одновременно разнообразной.  Русская философия дает онтологичное понимание целей образования. Онтологизм, если мы вспомним В.В. Зеньковского, состоит не в преимущественном рассмотрении онтологических проблем перед гносеологическими. Его специфика в принципиальном включении познания в человеческое отношение к миру, в наше «действование» в нем. Тема целостности мира и Абсолюта становится основанием принципов воспитания и образования в отечественной  философско-педагогической традиции.

– зав. кафедрой философии образования Елена Владимировна Брызгалина