Лекция А.П. Козырева в Центре Вознесенского

16 января 2024 года в Центре Вознесенского прошла лекция и.о. декана философского факультета доцента Алексея Павловича Козырева «Идея Софии в русской религиозной философии и искусстве первой половины XX века» в рамках публичной программы выставки «Музей духовного авангарда».

Видеозапись доступна по ссылке

Идея Божественной Премудрости Софии будоражила русскую мысль, начиная с ее зарождения в каменном зодчестве Новгорода, Пскова и Полоцка. Однако проникновение Софии как концепта в философию связано с явным влиянием новоевропейского гнозиса, в котором различимы отзвуки раннехристианского гностицизма. Основателем русской софиологии считают Владимира Соловьева, однако софиологические идеи появляются в русской мысли гораздо раньше. Философия Серебряного века во многом вращается вокруг идеи Софии, снабжая соловьевские темы новыми обертонами. Несмотря на отторжение софиологии каноническими церковными институтами, она становится бродилом религиозного диссидентства, основой поиска «живого предания», на основании которого можно было бы обновить христианскую теологию.

Синкретический дух начала ХХ века словно создан для того, чтобы софиология перешагнула порог философских трактатов и дала мощный импульс искусству. Поиск медиума между миром и Богом, имманентным и трансцендентным приводил к созданию софийных образов в поэзии Александра Блока, Андрея Белого и Михаила Кузмина, будоражил поиски художников русского модерна.

«Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» — выставка, посвященная феномену христоцентричного искусства в период атеистической политики СССР. В экспозиции находятся произведения писателя Бориса Пастернака, литературоведа Сергея Дурылина, художника книги Владимира Фаворского, пианистки Марии Юдиной, художника Евгения Спасского: книги, рукописи, картины, графические листы, архивные записи.